kontinent_mu (kontinent_mu) wrote,
kontinent_mu
kontinent_mu

Categories:

Книга о зверях и чудовищах. Глава 1

Пролог.
1. Ты спрашиваешь меня о сокровенных местах земли и просишь рассказать о том, следует ли верить в существование чудовищ, обитающих в отдаленных частях мира, в пустынях, на островах Океана и взращенных в горных пещерах на краю света. И в особенности ты желаешь знать о трех видах порождений земного круга, которые наводят великий страх на род человеческий, а именно о чудовищных людях, и об ужаснейших зверях, и многочисленных видах жутких драконов, змей и гадов. И хотя рассказ о них в разнообразных достойных доверия писаниях осиял прежде род человеческий повсюду подобно молнии, ударившей с небес, я бы полагал это выдумкой, недостойной исследования, если бы не подул с кормы приводящий в трепет ветер твоей просьбы, накликав морских чудовищ. Я сравнил бы этот труд с морем, покрытым мраком, ибо проверить, является ли оное истиной или искусной выдумкой, никому не удастся, ведь по всему кругу земному разносятся разные слухи и самая удивительная молва; отличное свидетельство тому представляют писания философов и поэтов, эти сочинения постоянно вскармливает выдумка. Однако некоторые чудеса считаются истинными. А есть и бесчисленное множество такого, что если кто захочет распустить крылья и полететь проверить, то обнаружит, что все это просто фантазия. Например, в тех местах, о которых и поныне говорят, будто там стоит город золотой и простирается берег, усыпанный драгоценными камнями, увидит он обычный каменный город, а то и вовсе никакого да одинокий скалистый берег. Поэтому в первую очередь я поведаю о том, что хотя бы сколько-то достойно доверия, и из дальнейшего повествования каждый поймет, что таким началом я уподобил свой рассказ морскому чудовищу, деве-сирене, ибо она обладает наделенной разумом головой, затем же последуют разнообразные мохнатые и покрытые чешуей мифы. Вначале мы упомянем тех, кто лишь немногим отличается от рода человеческого. Я опишу каждого, кого ныне вынашивает земля, родительница смертных, или кого она вынашивала прежде. В наше время, когда приумножился и распространился по земле род людской, под звездным небом появляется меньше чудищ, ибо, как мы узнали из книг, во многих уголках земли они полностью уничтожены и повержены людьми. И, покинув берега моря, они готовы устремиться в пучину, которая под действием вращения земной оси приобрела форму воронки с отвесными краями, так что из любого места земли ввергают они себя в этот огромный водоворот.


О чудовищах.
2. В самом начале скажу о том, что мне известны некие люди обоего пола, которые лицом и грудью напоминают мужчин, чем многих вводят в заблуждение, но они имеют охоту к женским занятиям и, словно блудницы, соблазняют мужчин. Говорят, что подобное нередко встречается среди рода человеческого.
3. Существовали чудовища удивительной величины, как, например, король Хигелах, который правил готами и был убит франками. Ему не исполнилось двенадцати, а под ним уже сгибалась лошадь. Его кости сохранились до сих пор на острове, расположенном посреди реки Рейн: там, где она впадает в Океан, скелет этот можно увидеть издалека, и его показывают как чудо.
Согласно сообщениям Лукана и многих других, в Тевтпонии когда-то обитало множество гигантов, и страна эта названа по имени огромного гиганта Тевтона — Тевтпония. Отсюда и Лукан: «Умилостивили кровью Тевтана». Некоторые утверждают, что его могила находится рядом с Дунаем в имении святого Стефана, в двух милях от Вены в Австрии, и что в длину она достигает девяноста пяти футов. И там можно увидеть кости невообразимых: размеров. Утверждается, что у него был такой огромный череп, что если кто-нибудь возьмет в руку два меча и, просунув их в глазницу, примется вертеть ими внутри, то за своды черепа зацепиться не сможет. Зубы у него в ширину побольше ладоней. Правдивость всего этого тебе доподлинно подтвердят в австрийском городе Вене.
Фома из Кантимпрэ.

4. Так и Колосс, который из-за своего роста казался рядом с людьми огромным морским чудовищем. Почувствовав слабость и приближение смерти, он бросился в Тибр, и воды реки не смогли покрыть раненого, и до самых пределов Тирренского моря, на расстоянии восемнадцати римских миль, вода покраснела, смешавшись с его кровью. Говорят, из раны струилась целая кровавая река. Римляне совершили нечто неслыханное для всего круга земного, воздвигли статую исключительной высоты, достигавшую ста восьми футов, и из всех достопримечательностей города Рима она была самой удивительной.
Жил Молос, человек огромного роста, когда его убили, он упал в реку Тибр, и воды реки не накрыли его, а море на многие мили было заражено его кровью, как сообщает Аделин. В это время в Риме и была поставлена статуя, названная в честь него колоссом. Фома из Кантимпрэ. О природе вещей. III, 39

5. Мы читали о том, что когда-то существовали громадные воинственные люди, у которых на каждой руке и каждой ноге было по шесть пальцев, однако они обладали человеческим разумом и отличались от обычных людей только тем, что у них было на четыре пальца больше.

6. Фавны произошли от древних пастухов, живших во дни основания мира и обитавших в местах, где ныне построен Рим, и поэты слагали о них песни. Фавны появляются из червей, зарождающихся между корой и древесиной, затем падают на землю, и у них вырастают крылья, которые они впоследствии теряют, превращаясь в лесных людей. Поэты сложили о них множество песен.
Это обитающие в лесах люди, названные так воспевшими их поэтами, от головы до пупка они имеют человеческий облик, голова у них, однако, рогатая, носы похожи на клювы, а ноги и бедра у них козлиные. Поэт Лукан излагает распространенное у греков мнение о том, что они вместе с бесчисленным множеством разнообразных зверей сбегались послушать пение лиры Орфея.
Орфей же был кифаристом Энея и пятым из числа кифаристов Греции. После того как его жена Эв-ридика умерла от укуса змеи, он сделался безумным, играл на лире в лесу, где его слушали звери.
У сатиров носы крючком, на лбу рога, ноги подобны козьим, такого видел в пустыне святой Антоний.
Спрошенный рабом Божьим, оный ответил: «Я — один из смертных обитателей пустыни, которых язычники ошибочно называют фавнами, сатирами и инкубами». Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 21
Жили в лесах этих только здешние нимфы и фавны; Племя первых людей из стволов тут дубовых
возникло. Вергилий. Энеида. VIII, 314—315
В скалистой долине перед святым Антонием показался огромный человек с крючковатым носом, головой, увенчанной рогами, тело которого заканчивалось козлиными ногами. Вера стала для Антония щитом и панцирем, защитившим его, словно доброго ратника, от подобного видения, однако упомянутое животное поднесло страннику мирные дары — плоды, которые приносит пальма. Увидев это, Антоний подошел ближе и, спросив, что оно такое, получил от животного следующий ответ: «Я — смертный, один из тех обитателей пустыни, которых заблуждающиеся по-разному язычники называют кто фавнами, кто сатирами, кто инкубами. Я выступаю как посланец своего стада: просим, чтобы ты помолился за нас Всеобщему Богу, который, как мы знаем, уже являлся на землю ради спасения мира, и по всей земле разнеслась тогда весть о нем». При таких словах престарелый путник оросил свой лик слезами, которые были свидетельством великой радости, наполнившей его сердце. Радовался он Славе Христовой и посрамлению сатаны, равно как и дивился тому, что может понимать речь животного, и, ударив посохом о землю, добавил: «Горе тебе, Александрия, ибо поклоняешься ты тварям за-место Бога! Горе тебе, город-блудница, куда стекаются демоны со всего света! Что ты скажешь теперь, когда на устах зверя — имя Христово!» Он еще не окончил говорить, как животнообразное существо, словно улетев, исчезло. Пусть никто не подвергает этот рассказ и тени сомнения, ибо во времена царя Константина весь мир был свидетелем подобного. Так, в Александрии приведенный живой человек подобного облика был выставлен на обозрение множества народа, а затем его бездыханный труп, обсыпанный солью, чтобы не стух на жаре, был отправлен в Антиохию, чтобы император самолично смог на него посмотреть.
Святой Иероним. Житие святого Павла, первого из отшельников

7. Сирены — это морские девы, которые соблазняли мореплавателей своей красотой и прекрасным пением, от головы до пупка они походили на дев, однако у них были покрытые чешуйками рыбьи хвосты, которые эти создания никогда не показывали на поверхности.
Сирены, как говорится в мифах, были наполовину девами, наполовину птицами, ибо у них были и крылья, и когти: одна из них пела голосом, другая как свирель, а третья как лира. Приманивая своим пением мореплавателей, они разбивали их суда. На самом деле они были блудницами, которые проезжавших мимо мужчин доводили до нужды, и потому появился миф о кораблекрушении. Их крылья и когти означают, что любовь и парит, и ранит. И говорили, что они живут на волнах, ибо поднимали волны Венеры.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 30—31
О сиренах. Подобно морским сиренам, существуют сирены-змеи. Согласно Экспериментатору, они обитают в землях Аравии и передвигаются быстрее лошади.
У некоторых из них есть крылья, и они умеют летать. Они могут заворожить до смерти, так что их укус умерщвляет раньше, чем причиняет боль. Они символизируют тех, которые, мучимые совестью, сопротивляются грехам, однако настолько жалки и изнеженны, что, попав в цепи нечестия и соблазна, все же продолжают грешить. Согласно апостолу, их грехи суть приуготовление к суду. Червь осознания гложет их и не прекращает вовеки. Отсюда Исаия: «Черви их не умирают, и огни их не тухнут».
Фома из Кантимпрэ. О природе вещей. VIII, 36

8. Гиппокентавры имеют смешанную природу — человека и лошади, голова у них покрыта шерстью, как у зверей, но в остальном они похожи на обычных людей и могут даже говорить, но поскольку их губы непривычны к человеческой речи, то из издаваемых ими звуков нельзя вычленить слова.
Они называются гиппокентаврами, ибо считается,
что в них соединилась человеческая и конская природа.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 39
Цезарь Клавдий пишет, что в Фессалии родился и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта.
Плиний. Естественная история. VII, 35
Когда Антоний подумал, что ни один монах прежде него не селился в пустыне, открылось ему ночью, что живет на свете другой, многократно превосходящий его своими заслугами, и он непременно должен отправиться повидаться с ним. Едва забрезжил рассвет, как достопочтенный старец, опираясь на посох своими больными членами, отправился в путь неведомо куда. Наступил полдень, солнце было в зените и припекало, и тут перед ним появилось нечто — помесь человека с лошадью, которому суждение поэтов даровало имя гиппокентавр. Он же поднес руку ко лбу в знак приветствия и сказал: «Послушай, в какой именно стороне обитает здесь Слуга Божий?» При этом варвар проскрежетал неведомо что, перемалывая, а не выговаривая слова своей ужасной пастью, и, протянув правую руку, указал искомое направление и с тем по открытой равнине ускакал как можно скорее прочь, долой от удивленного взгляда. Антоний, пораженный увиденным, встал как вкопанный, погрузился в размышления и с тем отправился дальше. Святой Иероним. Житие святого Павла, первого из отшельников

9. Мы узнали о том, что в Азии от обычных людей родился чудовищный человек, у которого ноги и утроба такие же, как у родителей, однако у него две груди, четыре руки и две головы, о подобном чуде ходило много разных слухов и толков.

10. Живут на свете эфиопы, у которых все тело черное, ибо над ними постоянно сияет солнце, опаляя их сильным жаром, они обитают в третьем поясе земли, знойном и выжженном, и в самые жаркие дни скрываются от пекла в подземных норах. И наоборот, как мы узнали из книг, некое племя людей, обитающее поблизости от Рифейских гор, зимою прячется под землей от ледяной стужи. Живут они в пределах крайнего севера, где земля покрыта снегом на семь локтей в высоту.
Эфиопы названы от сына Хама по имени Хус, от которого они ведут свое происхождение. «Хус» с еврейского переводится как «эфиоп». Они, некогда поднявшись от реки Инд, обосновались, на юге подле Египта, между Нилом и Океаном, по соседству с самим солнцем. Они подразделяются на три народа: геспе-рии, гараманты и индийцы. Гесперии обитают на западе, гараманты — в Триполи, индийцы — на востоке. Исидор Севильский. Этимологии. XI, 4, 127—128.
Племя арабское эфиопы — постоянно голое, правдивое и наихристианское. Там три короля и столько же епископов. Восточная Эфиопия — совершенно пустынная. Наижарчайшая Эфиопия — здесь водятся удивительные звери. Западная Эфиопия гориста.
Ранульф Хигден. Карта мира из «Полихрониконар

11. Считается, что тела онокентавров по пояс походят на тела разумных людей, нижняя же часть покрыта грубой шерстью, как у онагров, так природа естественным образом сочетает в них признаки разных видов.
Онокентаврами называют вид получеловека-полу-осла.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 39
Физиолог утверждает, рассказывая о сиренах, что это были смертоносные твари на море, кричавшие разными голосами, наполовину, до самого пупка, они имели облик человеческий, а нижняя, половина — как у пернатых. Точно так же и онокентавры: от груди и выше имели человеческий облик, а ниже — ослиный.
Физиолог. Гл. XV

12. Пишут, что на Сицилии, там, где из жерла Этны извергается пламя, обитало некое племя людей, у которых был всего один глаз посреди лба, они назывались циклопами, были выше самых больших деревьев и питались человеческой кровью. Рассказывается, что один из них, лежа навзничь в своей пещере, схватил двух людей и пожрал их сырыми.
Улисс, возвращаясь после взятия Трои, обнаружил одного такого на Сицилии, обитавшего вместе со своими козами. Циклоп тот пожрал одного из спутников Улисса, а затем уснул. Тут Улисс метнул огромное копье (burcellum) в его глаз.
Циклопы живут в той же самой Индии. Они еще называются ибо питаются только мясом зверей.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 16

12а. Всех удивляли сила и оружие Геракла, который поставил у крайних западных пределов Тирренского моря на обозрение рода человеческого колонны невероятной величины, а также сложил на память потомкам трофеи своих битв на Востоке, возле Индийского океана. И после того как он обошел почти весь мир, обильно оросив землю человеческой кровью, почувствовал приближение смерти и отдал себя на съедение пламени.

13. Сцилла, дочь Форка и нимфы Кретиды, полюбила Главка, а Главк любил другую, по имени Кирка, дочь Солнца. И тогда Кирка из-за своего возлюбленного превратила Сциллу в подобие человека, собаки и дельфина, и, как утверждают язычники, этот зверь обитал между Италией и Сицилией и проглатывал корабли, как о том рассказано у Вергилия.
Нам известно, что у западных берегов Европы выловили вынесенную из глубин на отмель морскими волнами девочку с еще не набухшими грудями. Длина ее тела составляла пятьдесят футов, ширина плеч — семь футов, она была одета в красный плащ и привязана к палке, а на голове ее зияла рана.

14. Утверждается, что в проливе, разделяющем Италию и Сицилию, обитало чудовище Сцилла, недруг мореплавателей, у нее были голова и грудь девы, как у сирен, но волчья утроба и хвост дельфина. Однако сирены околдовывали мореплавателей смертоносными песнями, а она, говорят, силой опоясывавших ее морских псов разбивала на части суда несчастных.
Сцилла в кромешной тьме огромной пещеры таится, Высунув голову в щель, корабли влечет на утесы. Сверху — дева она лицом и грудью прекрасной, Снизу — тело у ней морской чудовищной рыбы, Волчий мохнатый живот и хвост огромный дельфина. Лучше... по морю дольше идти, от прямого пути отклониться,
Чем хоть раз увидать безобразную Сщлллу в обширном Гроте ее между скал, оглашаемых псами морскими.
Вергилий. Энеида. III, 424—433.
Сцилла, согласно мифам, женщина с собачьими головами, издававшая громкий вой возле пролива, ведущего в Сицилийское море, — там, где мореплаватели, напуганные водоворотами, образовывавшимися от сталкивавшихся друг с другом волн, полагали, что воют волны, когда водоворот затягивает в себя потоки воды.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 32

15. Мы узнали о том, что в Индии рядом с Океаном обитает племя людей, у которых тело полностью покрыто волосами, говорят, они нагие, словно звери покрыты шерстью и живут в воде, питаясь рыбой. Индийцы называют их ихтиофагами. Они к суше непривычны, но обитают в реках и озерах, и в особенности около реки Эпигмарид.
Ихтиофаги, которые способны охотиться в море, питаются одной только рыбой. Они владеют областями, расположенными за Индийскими горами, и оным, покорив их, Александр Великий запретил питаться рыбой. Исидор Севильский. Этимологии. XI, IV, 131

16. Сообщается, что кинокефалы водятся в Индии, у них собачья голова, и слова, которые они произносят, перемежаются у них с лаем, тем, что едят сырое мясо, они скорее походят на диких зверей, а не на людей.
Кинокефалы называются так потому, что у них собачьи головы и своим лаем они напоминают скорее диких зверей, чем людей. Они обитают в Индии.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 15

17. Утверждают, что существует племя людей, которых греки называют скиоподами, потому что они защищаются от солнечного зноя тенью своей единственной ноги, запрокинутой кверху. У них ноги состоят из одной голени, а коленные сочленения не сгибаются и затвердевают.
Говорят, в Эфиопии обитает племя скиоподов: у них по одной голени, и они удивительно быстрые, а их греки потому называют σκιόποδας, что летом они, ложась на землю, укрываются большой тенью от своей собственной ноги.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 23

18. На Востоке в некой огромной пустыне обитают люди, которые, как утверждают, носят бороду, доходящую до колен, и питаются сырой рыбой, проглатывая ее вместе с водою.

19. Описывается еще более невероятный народ — обоеполых, у которых правая грудь мужская, чтобы заниматься делами, а левая женская, чтобы выкармливать отпрысков. Они поочередно то осеменяют, то рожают детей.
Иные бывают смешанного пола, таких называют ανδρόγυνοι и έρμαθροδΐται. Гермафродиты: по-гречески мужчина называется Ερμής, α Άθροδίτη — женщина. У них левая грудь мужская, а правая женская, совокупляясь, они поочередно оплодотворяют и рожают.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 11
Люди обоих полов — самые неестественные из всего многообразия видов.
Херефордская карта

20. Рядом с реками Нил и Бриксонт обитают люди двенадцати футов ростом, с удивительно белыми телами. Лица у них поделены надвое, нос длинный, а тело тощее.

21. Согласно греческим историям, существуют люди, у которых вовсе нет рта в отличие
от всего остального человеческого рода, утверждается, что они не едят никакой пищи, а живут вдыхаемыми через нос испарениями.
Пишут, что в самых отдаленных пределах Востока обитают люди отвратительной наружности. У них нет носов и абсолютно плоские безобразные лица.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 18
Племя с завязанными ртами — пьют через тростник.
Херефордская карта

22. Говорят, рядом с горами Армении рождаются женщины, одетые в шкуры, борода у них доходит до самых грудей, они используют для охоты не собак, а тигров, леопардов и прочих диких зверей.

23. Утверждается, что некое невиданное племя людей обитает в пещерах, горных гротах и норах, ростом они не больше локтя, и, как пишут, каждый год в пору урожая они ведут войну с журавлями, чтобы те не разоряли их посевы. Из-за их роста греки и стали называть их пигмеями.
Утверждают, что в Индии есть народ, который называется Μακρόβιοι, ростом эти люди двенадцать футов. Там же живут человечки размером с локоть, которых греки называют пигмеями, о них мы уже говорили выше. Они владеют горами Индии, находящимися по соседству с Океаном.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 26
Остров Мероэ. Это племя крохотного роста, они приручают крокодилов и на прирученных передвигаются верхом прямо посреди течения.
Херефордская карта

24. На острове, расположенном посреди реки Бриксонт, рождаются люди без голов, которых греки называют эпистигами. Они семь футов ростом, и все необходимые органы у них расположены на груди, а глаза на плечах.

25. Мы прочитали в правдивых книгах о том, что существуют люди с кривыми ступнями не более чем в два пальца длиной. Сообщается, что руки у них обычной величины.
[Глава 2]https://kontinent-mu.livejournal.com/135649.html
Tags: Яджудж и Маджудж, гог и магог, дивии люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments