kontinent_mu (kontinent_mu) wrote,
kontinent_mu
kontinent_mu

Categories:

Книга о зверях и чудовищах. Глава 2

[Глава 1]https://kontinent-mu.livejournal.com/135189.html
26. Мы узнали о том, что на Востоке возле Океана обитают стройные люди, и говорят, что это от их пищи, ибо едят они только сырое мясо и чистый мед.
Блемии — у них рот и глаза на груди.
Эфиопы-агриофаги, питающиеся только мясом пантер и львов, у них царь, у которого на лбу только один глаз.
Херефордская карта

27. Существует и иное племя людей, жизнь которых совсем коротка, так, их женщины на пятом году рожают, и дольше восьми лет они не живут.

28. Утверждают, что существуют красивые женщины, обитающие в Красном море, у которых тела сияют мраморным блеском, ростом они двенадцать футов, у них волосы по щиколотку, а на пояснице — бычьи хвосты, ноги верблюжьи.
Утверждается, что в той же самой Индии есть племя, в котором женщины на пятом году зачинают и не живут более восьми лет.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 27

29. Говорят, что существуют люди, отличающиеся от остальных следующим: они безупречны телом, но ступни у них вывернуты назад, в противоположную лицу сторону. Тех, кто об этом не знает, они направляют по ложному следу.

30. Написано, что в некой пустыне расположены огненные горы, где обитают люди черные телом, совсем как эфиопы. Однажды мы таких видели: у них сверкают зубы, глаза и ногти.
У антиподов в Ливии стопы вывернуты назад от голеней, и у них по восемь пальцев на ступнях.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 24

В стороне от трех частей света за Внутренним океаном располагается на юге четвертая часть, которая нам неведома из-за солнечного зноя. Сообщают, что в ее пределах обитают невиданные антиподы.
Эта часть из-за солнечного зноя неведома нам и необитаема. Говорят, там живут необыкновенные скиоподы — (существа) с одной голенью и невиданной быстротой, которых из-за этого греки называли скиоподами, ибо они летом, падая навзничь, прикрываются тенью своей огромной ступни.
Карты из «Толкования на Апокалипсис» Беата Лиебанского

31. Некогда в Аркадии, в пещере на реке Тибр, обитало чудовище по имени Как, оно извергало из груди пламя, его тело было покрыто шерстью, оно похитило четырех быков и столько же коров из стада и силой увело их в свою пещеру задом наперед, держа за хвосты, чтобы его не смогли преследовать.
Видишь — отброшены вдаль обломки скалы,
и покинут
Дом на склоне горы, и с откоса осыпались камни. Там пещера была, и в глубинах ее недоступных Прятался Как-полузверь и скрывал от света земного Гнусный свой лик. У пещеры его увлажненная теплой Кровью дымилась земля, и прибиты над надменной Головы были мужей, оскверненные гноем кровавым. Чудище это вулкан породил, — потому-то из пасти Черное пламя и дым извергал великан кровожадный.
Вергилий. Энеида. VIII, 191-199

32. Утверждают, что поблизости от Океана жило чудовище, которое как заметит с берега барку, плывущую по волнам, и мореплавателей, которые боялись пристать к берегу, напуганные его видом, подхватывало корабль прямо посреди пучины и вместе с людьми опускало на сухую землю.

33. На восток от реки Бриксонт родятся люди с огромными, абсолютно черными телами, достигающие восемнадцати футов, и, как утверждают, они ловят людей и пожирают их сырыми.

34. Говорят, что на болотах обитают чудища с тремя человеческими головами, согласно мифам, они живут на дне озер, подобно нимфам. Поверить в это могут лишь несведущие, ибо там нет омутов, в которых могли бы спрятаться огромные чудовища.

35. Сообщается, что на морских просторах нагой Протей правит колесницей, запряженной морскими двуногими лошадьми. Он имеет власть над всеми рыбами и может превратиться в любую вещь.

36. Говорят, что в восточных пределах земли есть некий остров, где родятся люди на первый взгляд обыкновенные, но у них глаза сияют ночью, словно светильники.
Вот эфиопы-серботы, они высотой в двадцать футов.
Карта мира из собора в Эосдорфе
В бездне морской у Карпафа живет тайновидец
Нептунов, Это — лазурный Протей; на двуногих конях,
в колеснице, Или на рыбах несясь, просторы он меряет моря.
Вергилий. Георгжи. IV, 387—389

36а. В мифах говорится о Прозерпине, похищенной Аидом, то есть Орком, царем молосским. Его огромный пес по имени Цербер проглотил Перифо-ра, который заодно с Тезеем пытался похитить супругу царя. Тезей тоже подвергся смертельной опасности, но был спасен самим Геркулесом и избавлен из Преисподней.
В мифах говорится о некоем чудовищном и неразумном существе, Цербере, — трехголовом псе Преисподней, и эти три головы означают три периода жизни, когда смерть проглатывает людей, а именно: детство, юность и старость. Некоторые полагают, что он назван Цербером потому, что κρεοβόρος означает «поглощающий плоть».
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 33

37. Жил некий удивительный человек, которого звали Мидас, и, как рассказывается в мифах, все, до чего дотрагивался, он превращал в золото. В это может поверить только тот, кто презирает истину.

38. Пишут, что Горгоны, три женщины, чудовищные по своей природе, носившие имена Сфено, Эврилла и Медуза, жили рядом с горами Атлас в пределах Ливии, они взглядом обращали человека в камень. Одну из них, защищаясь стеклянным щитом, убил Персей, но даже ее отрубленная голова вращала глазами, как живая.
Горгоны — блудницы со змеиными волосами, которые превращали в камень тех, на кого они смотрели, у них был один глаз на троих, и использовали его по очереди. Все три сестры были одинаково красивы, как один глаз, так что смотревших на них они вводили в оцепенение и оных считали превратившимися в камни.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 29

39. Пишут, что Аргус обладал множеством глаз и всеми ими видел, так что от него вообще ничто не могло укрыться, ибо некоторые из его глаз всегда были открыты.
Кругом сотня очей на его голове разместилась. И, соблюдая черед, лишь по два они отдыхали, А остальные, служа, стоять продолжали на страже. Овидий. Метаморфозы. I, 625—627

40.
На острове в Красном море обитает некое племя смешанной природы. Утверждают, что они говорят на языках всех народов, они изумляют человека, пришедшего издалека, перечислением его ближних, хватают и поедают сырым.

41. Пишут, что в пределах Цирцеи обитало бесчисленное множество чудовищ: львы, медведи, кабаны и волки, — которые до того, как превратиться в зверей, имели человеческий облик.
Плыл вдоль берега флот, минуя царство Цирцеи, Где меж дремучих лесов распевает денно и нощно Солнца могучая дочь и, в ночную темную пору, В пышном дворце, засветив душистый факел кедровый, Звонкий проводит челнок сквозь основу ткани воздушной.
С берега львиный рык долетает гневный: ярятся Звери и рвутся с цепей, оглашая безмолвную полночь; Мечется с визгом в хлеву свиней щетинистых стадо, Грозно медведи ревут, завывают огромные волки — Все, кого силою трав погубила злая богиня, В диких зверей превратив и обличье отняв человека.
Вергилий. Энеида. VII, 10-20
Описываются также и некоторые чудовищные превращения людей в животных, например: то, как прославленная колдунья Кирка превратила спутников Улисса в зверей или как жители Аркадии, движимые нуждой, переплывали некое озеро и превращались в волков. Превращение спутников Диомеда в птиц — это не вымысел, но исторический факт. Утверждают, что среди людей были колдуньи, которые изменяли облик злодеев, чтобы те могли творить разбой, и то ли магическими заклинаниями, то ли волшебными травами превращали их в зверей. Некоторые и по своей природе подвержены многократным изменениям и после смерти превращаются в разные виды: так, из гнилого мяса тельца рождаются пчелы, а из лошадей — скарабеи, из мулов — саранча, а из раков — скорпионы. Овидий:
Если округлых клешней ты лишишь прибрежного краба... Выйдет на свет скорпион, искривленным хвостом угрожая. Метаморфозы. XV, 369
Исидор Севильский. Этимологии. IX, IV, 1

42. И говорят, хотя об этом и упоминать омерзительно, что существуют некие ночные чудовища, которые, как стемнеет, летают между землей и небом, пугая жителей городов своим ужасным шипением, у них одинаковое число перьев, глаз, ушей и ртов. Рассказывают, будто они постоянно пребывают без сна и отдыха.
Зла проворней Молвы не найти на свете иного: Крепнет в движенье она, набирает силы в полете, Жмется робко сперва, но потом вырастает до неба, Ходит сама по земле, голова же прячется в тучах. Мать-Земля, на богов разгневавшись, следом за Кеем И Энкеладом Молву, как преданья гласят, породила, Ног быстротой ее наделив и резвостью крыльев.
Сколько перьев на ней, чудовищной, страшной, огромной: Столько же глаз из-под них глядят неусыпно и столько ж
Чутких ушей у нее, языков и уст говорливых. С шумом летает Молва меж землей и небом во мраке Ночи, и сладостный сон никогда ей век не смежает; Днем, словно стражник, сидит на верхушке кровли высокой
Или на башне она, города устрашая большие, Алчна до кривды и лжи, но подчас и вестница правды. Разные толки в те дни средь народов она рассыпала, Радостно быль наравне с небылицей всем возвещая.
Вергилий. Энеида. IV, 175-190

43. В восточных пределах, как описывается в мифах, обитают люди пятнадцати футов ростом, тело их отливает мраморным блеском, а уши как веялки, ночью они подстилают их под себя и ими же укрываются, а как заметят людей, так, подняв уши, стремительно убегают подальше в пустыню.
В Скифии, как утверждают, обитают панотии со столь большими ушами, что укрывают ими все тело. Ведь по-гречески ράν означает «все», α ωτα — «уши».
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 19

44. Пишут, что некогда на Строфадских островах Ионийского моря обитали гарпии, обликом птицы, но с лицами дев, и они могли говорить человеческим языком, были ненасытны и вырывали когтями пищу из рук обедающих.
Нет чудовищ гнусней, чем они, и более страшной Язвы, проклятья богов, из вод не рождалось Стигийских. Птицы с девичьим лицом, крючковатые пальцы на лапах;
Все оскверняют они изверженьями мерзкими чрева, Щеки их бледны всегда от голода.
Вергилий. Энеида. III, 216-219
Об арпии. Как пишет Аделин, арпия — это птица, обитающая в отдаленных областях мира, в безлюдном месте под названием Страподы на берегу Ионийского моря. Бешеная от голода, она никогда не может насытиться. У нее изогнутые когти, очень подходящие, чтобы отнимать и грабить, и человеческое лицо, хотя в ней самой нет ничего человеческого. Она нападает с жестокостью, невообразимой для людей. Говорят, она убила первого человека, которого увидела в пустыне. Затем, когда случайно ей попалась вода и она, увидев свое отражение, поняла, что убила человека, на себя похожего, безмерно опечалилась, с тех пор и до самой своей смерти время от времени принималась оплакивать убитого. Говорят, что когда-то эта птица приручена и выучилась говорить человеческим голосом, однако разумом она не обладает.
Фома из Кантимпрэ. О природе вещей. V, 4

45. Как можно узнать из не заслуживающих доверия книг, некогда жили Эвмениды — женщины со змеиными волосами, подхваченными кровавой повязкой, и этот клубок темно-зеленых змей свирепо шипел у них на головах. Как рассказывается в мифах, и это невероятно, они обитали в железных покоях Преисподней.
И здесь же
Дев Эвменид железный чертог, и безумная Распря, —
Волосы-змеи у ней под кровавою вьются повязкой.
Вергилий. Энеида. IV, 280-281

46. А еще рассказывают о сатирах и инкубах, лесных людях, у которых верхняя часть похожа на человеческую, а нижняя изображалась как у зверей и фавнов.
Фавны — люди-полулошади.
Херефордская карта
Египетская пустыня. Здесь родятся сатиры, которые не проявляют себя людьми ни в чем, кроме внешнего вида. На этом Египетская пустыня заканчивается.
Эбсдорфская карта

47. Пишут, что в Преисподней обитает чудовище по имени Титий, которого называют выкормыш Земли, его тело простирается на восемь югеров. Печень Тития служит пищей коршунам, съеденная днем, ночью она возрождается, причиняя ему страшные мучения. Так написано у Вергилия.
Видеть мне было дано и Земли всеродящей питомца Тития: телом своим распластанным занял он девять Югеров; коршун ему терзает бессмертную печень
Клювом-крючком, и в утробе, для мук исцеляемой снова, Роется, пищи ища, и гнездится под грудью высокой, И ни на миг не дает отрастающей плоти покоя.
Вергилий. Энеида. IV, 595-600

48. Рассказывают о том, что Эгей тоже был огромным и удивительным чудовищем, с пятью десятками голов и сотней рук, каждым из своих ртов он со свистом изрыгал языки пламени и в сражении носил пятьдесят щитов и столько же мечей.
...Эгеон, про которого молвят, что сотня Рук была у него, и полсотни уст, изрыгавших Пламя, и тел пятьдесят, что от молний Отца заслонялся
Он полусотней щитов, пятьдесят мечей обнажая...
Вергилий. Энеида. X, 565—568

49. В греческих мифах рассказывается о том, что некогда жили огромные создания, во всем походившие на людей, только с драконьими хвостами, поэтому греки и называли их драконтоподами.
Затем появилось новое племя — гиганты, получившее название от имени эпохи, и вовсе не «драконтоподы», как утверждается в греческих мифах, а наделенные огромными телами, ибо в некоторых местах их огромного размера кости можно увидеть и по сию пору.
Руфин. Откровения святого Климента
О драконтопедах. Согласно философу Аделину, греки называют драконтопедами больших и сильных змей, у которых зеленые, похожие на человеческие, лица, а остальное тело как у драконов. Возможно, именно из этого вида происходил тот змей, который соблазнил Еву, праматерь нашу.
Фома из Кантимпрэ. О природе вещей. VII, 17

50. В тех же самых греческих мифах изображается уродливое чудовище с бычьей головой — Минотавр. Он был заключен в лабиринте и издавал, сокрушаясь, вопли и мычание, ибо не мог выбраться из своего жилища, так как в нем была тысяча стен, приводивших (попавших туда) в замешательство.
Вот Пасифаи, к быку влекомой страстью жестокой, Хитрость постыдная; вот о любви чудовищной память, Плод двувидный ее, Минотавр, порожденье царицы. Вот знаменитый дворец, где безвыходна мука блужданий; Только создатель дворца, над влюбленной сжалясь царевной,
Сам разрешил западни загадку, нитью направив Мужа на верный путь.
Вергилий. Энеида. VI, 24-30
Минотавр получил название от быка и человека, ибо в мифах говорится, что этот зверь был заключен в лабиринте. О нем Овидий:
Бык-получеловек и человек-полубык.
Искусство любви. 224
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 38

51. Эрик, как пишут, в совершенстве владел любым видом оружия, он был не чудовищем, а человеком чудовищных размеров. На его щит были натянуты семь бычьих шкур, сшитых свинцом и железом.
На поле пару ремней небывалого веса он бросил: Прежде, на бой выходя, надевал их Эрике отважный, Мощный кулак обвязав и запястье твердою кожей. Все в изумленье глядят на ремни из семи необъятных Бычьих шкур, с нашитым на них свинцом и железом.
Вергилий. Энеида. V, 401—405

52. Говорят, что у Тритона была голова человеческая, грудь наполовину звериная, а снизу от пупка он походил на рыбу. Его видели в Эгейском и Египетском морях, а также у берегов Италии, и неизвестно, то ли от Тритона ливийские болота получили свое название, то ли, наоборот, он от них.
Судно влечет могучий Тритон, пугая просторы Раковиной своей; голова человечья и плечи, Как у пловца, поднялись над водой, а кончается тело Рыбьим хвостом; рокочет волна у груди полузверя.
Вергилий. Энеида. X, 209-212

53. Утверждают, что по другую сторону земли обитают те, кого называют антиподами; если истолковать это греческое слово, то внизу под основанием земли они ходят по отношению к нам вниз головой.
Антиподы названы так потому, что расположены по другую сторону от нас и подошвы ног направлены в другую сторону.
Сервий. Схолии к «Георгинам» Вергилия. I, 225

54. Гиганты были так огромны, что, говорят, могли перейти вброд любое море. Пишут, что их кости, сохранившиеся на берегу моря и в пещерах, всегда можно узнать по невероятным размерам.
«Гиганты» — слово греческого происхождения, ибо полагают, что они γηγενείς, то есть рождаются из земли; согласно мифам, земля под невероятным спудом породила себе подобных. Γή — это земля, а γένος — род, потому их и называют сынами земли, что род их неизвестен. Однако некоторые несведущие в Священном Писании ложно полагают, что падшие ангелы совокупились с людьми перед потопом и от этого произошли гиганты, то есть невероятно огромные и сильные люди, которыми наполнилась земля.
Исидор Севильский. Этимологии. IX, III, 13—14

55. Пишут, что близнецы Алоэи обладали столь огромными телами, что трижды достали руками до неба и были уничтожены, ибо, снедаемые жаждой власти, пытались сбросить с Олимпа Юпитера.
Видела там я и двух сыновей Алоэя огромных, Что посягнули взломать руками небесные своды, Тщась громовержца изгнать и лишить высокого царства.
Вергилий. Энеида. VI, 582-584

56. Рассказывают, что Орион мог перейти любое море и волнение в самых глубоких местах морской пучины было ему не страшно, ясень или огромный дуб он вырвал из горы с корнем. Утверждают, что когда он переходил через горные хребты, головой дотрагивался до самых небес.
...По морю также
Шел Великан Орион, сквозь Нереевы топи Пеший он путь пролагал, лишь до плеч погруженный в пучину,
Или, с высокой горы принося многолетние вязы, Шествовал сам по земле, голова же пряталась в тучах.
Вергилий. Энеида. X, 764—767

57. Вот каковы необыкновенные чудовища, о которых мне напел ветер твоей просьбы, и вот так, по волнам моря мифов, я добрался до самого берега. Однако существует еще много таких, которые, как рассказывают, обитали и на суше, и на море. Однако о них писать еще отвратительнее, равно как и об обитателях Преисподней: Хироне, Ниобе, Дедале, Триптолеме, Атланте, Кее, Иапете, Тифее и прочих, о ком рассказывается в презренных мифах.
Tags: Яджудж и Маджудж, гог и магог, дивии люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments